Неизлечимая губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота характеризуется необратимыми изменениями тканей мозга под воздействием прионов — особых белков животного происхождения. В процессе развития патологии происходит поражение центральной нервной системы животного, финал — смерть в 100% случаев. Инкубационный период заболевания у коров длится от 2,5 до 8 лет.
Как правило, болеют животные в возрасте от 2 лет и старше. У больных коров не снижается аппетит, не повышается температура, однако уменьшаются удои. При заболевании происходит полное и необратимое поражение центральной нервной системы, длящееся от нескольких недель до года и более.
Наблюдаются следующие симптомы губкообразной энцефалопатии:
— постоянная напуганность животного (корова боится проходить в ворота, не может преодолеть простейшее препятствие);
— нервозность и беспокойство, переходящие в агрессию по отношению к человеку или соплеменникам;
— скрежет зубами;
— подергивания отдельных конечностей или всего тела;
— активные махи ушами, облизывание морды, стремление чесать голову о различные предметы;
— двигательные нарушения (рысистые движения, заплетающиеся ноги, падения при резких поворотах, приподнимание хвоста), общее ослабление задней части тела животного;
— повышенная чувствительность при шуме, прикосновениях.
Губчатая энцефалопатия – неизлечимое заболевание. Известны лишь единичные случаи ремиссии и ни одного случая выздоровления.
Болезнь неизлечима
Виноват опасный комбикорм
Губкообразная энцефалопатия крупного рогатого скота распространилась вследствие переработки голов зараженных скрейпи овец на мясо-костную муку. Ее обильно добавляли в комбикорма для коров и быков, что позволило скрейпи преодолеть видовой барьер за счет больших объемов поступления в организм коров. Заражение чаще происходило в молочных хозяйствах, поскольку телят стремились раньше отнять от матери и перевести на комбикорм. Наиболее пострадала от болезни популяция молочной голштино-фризской породы, причем в основном заболевали коровы, а не быки.
Замечены случаи заражения данной болезнью содержащихся в зоопарках антилоп, сернобыков, употребляющих в пищу зараженную скрейпи мясо-костную муку, и даже домашних кошек, питающихся мясными консервами из переработанных овечьих голов. В лабораторных условиях было проведено успешное заражение энцефалопатией свиней, коз, мармозеток и других животных.
При жизни особи диагностировать губкообразную энцефалопатию до настоящего времени не удается. Диагноз ставится лишь при посмертном вскрытии животного. Вследствие невозможности выработки антител при заражении, у коров методы анализа крови или других физиологических жидкостей не разработаны.